Ключевые слова: | движение, душевное здоровье, депрессия, мелкая моторика, письмо от руки, воспитательная сила слова.
|
Аннотация: | В статье рассматриваются воспитательное значение и терапевтическая польза движения в понимании реформатора Мартина Лютера, который пытался донести до своих современников, в том числе через письма, мысль о том, что любое движение – от верховой езды до филигранных движений с пером в руке, от позитивного общения до внутреннеречевого движения – способно отвлечь от негативных мыслей, придать сил, принести избавление от меланхолии. Целительный эффект активной коммуникации, занятий на природе озвучен им в многочисленных письмах, адресованных как представителям власти, так и родственникам, друзьям. Автор статьи проводит параллель между утешительными письмами Лютера и письмотерапией, дневниковой терапией, широко распространенными сегодня. Письма реформатора рассматриваются как образец движений в виде сопереживания, внимания, способности слушать и высказываться, настойчивых рекомендаций, передачи духовной активности через упакованный в конверт внутренний импульс адресату, у которого душевное движение запускает механизм самовосстановления организма, регенерации и развития. В сегодняшнее техногенное время письменные практики находятся под угрозой исчезновения, так как в ряде стран отказываются от уроков письма и чистописания, заменяя их обучением компьютерной грамотности. Но письма великих, в том числе Мартина Лютера, синтезирующие в себе ответственность пишущего, глубину и ясность мысли, заботу о людях, находящихся в опасном душевном состоянии, отстаивают право письменных техник на существование.
|