Ключевые слова: | немецкий язык, концепт, метафоры, тропы, лексический анализ, лингвокультурология, рок-тексты, рок-лирика, кодифицированный язык.
|
Аннотация: | В отечественной лингвистике тексты рок-поэзии, особенно западной, нечасто являются предметом исследований. В статье рассматриваются особенности лексических единиц в немецких рок-текстах, приводятся определение концептов и количественный анализ лексики, а также выявляются ее лингвокультурологическая специфика и прагматический потенциал. Корпус научного исследования состоит примерно из 100 рок-текстов (немецких и английских изданий), принадлежащих немецким группам Die Apokalyptischen Reiter, Oomph, Rammstein, Tanzwut, Subway to Sally и др. Разбираются авторские метафоры, характеризующиеся однократным употреблением, но при этом обладающие особенной поэтической образностью. В последнее время изучение метафоры перемещается в сферу изучения и создания концептуальных систем. При разборе немецких рок-текстов были выделены и проанализированы такие концепты, как «любовь», «ненависть», «жизнь», «смерть», «дружба», «вражда», «радость», «горе», «война», «мир». В статье приводятся многочисленные примеры авторских метафор как образцов субъективного понимания некоторых избранных аспектов жизни. Их можно назвать концептуальными в силу того, что они не входят в систему кодифицированного языка и не являются клише, чем представляют особенный интерес.
Все концепты, приведенные в статье, обладают метафорическим характером. И они позволяют определить высокую литературную ценность текстов, а также ценность концептов рок-лирики. Такая оценка рок-текстов как объектов лингвистического анализа доказывает необходимость рассмотрения этого пласта языка, его более тщательного изучения. Сегодня рок-поэзия – это уже не дискретное понятие, но интегрированное в систему языка, чем и обусловлен интерес исследования.
|