Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Телефон: (8352) 22-28-71, доб. 1182 или 1184

redak_vestnik@chgpu.edu.ru


Подписной индекс в каталоге Пресса России: 39898

Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала

Юань Дунбинь, Г. А. Александрова, В. Н. Иванов МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2023. № 4(121). C.144-151
Автор(ы):Юань Дунбинь, Г. А. Александрова, В. Н. Иванов
Индекс(ы) УДК:378.016:[371.13-051:811]
Индекс(ы) DOI:10.37972/chgpu.2023.121.4.017
Название статьи:МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ
Ключевые слова:глобализация, многополярный мир, угроза межэтнических конфликтов, межкультурная компетентность, межкультурная профессионально-педагогическая компетентность, профессиональная подготовка будущего учителя иностранного языка к формированию у учащихся основ межкультурной коммуникации.
Аннотация:В условиях глобализации возрастают частота и плотность межэтнической коммуникации, которая сопровождается возрастанием межкультурной напряженности. Статистика показывает, что из года в год школьная среда насыщается представителями различной культуры. С одной стороны, этот процесс является хорошим условием для обогащения воспитательного процесса, с другой – вызывает потенциальную угрозу возникновения межэтнических конфликтов как среди учащихся, так и их родителей. В качестве одного из механизмов решения данной проблемы предлагается вариант профессионально-педагогической подготовки будущих учителей иностранного языка к осуществлению работы по формированию у школьников межэтнической коммуникативной культуры. В статье раскрыта важность формирования межкультурной компетентности личности как средства гармонизации межэтнической коммуникации в условиях глобализации отношений. Особое внимание уделено определению ключевых понятий, лежащих в основе исследования, обоснована структура межкультурной профессионально-педагогической компетентности будущего учителя иностранного языка, выявлены пути его формирования в условиях педагогического образования. Межкультурная профессионально-педагогическая компетентность будущего учителя иностранного языка рассматривается нами как интегративное качество студента, владеющего иностранным языком, умеющего выстраивать коммуникацию с носителем изучаемого языка, способного на основе осознания своей и иной культуры обеспечить бесконфликтное межэтническое взаимодействие и готового осуществлять образовательный процесс по формированию основ межэтнической коммуникативной культуры учащихся. Процесс формирования у будущего учителя иностранного языка межкультурной профессионально-педагогической компетентности должен быть направлен на развитие языковой культуры (определенного уровня овладения языком, отражающего принятые литературные нормы данного языка, правильное и адекватное использование языковых единиц, языковых средств), этнорелятивизма (ценностных установок, в соответствии с которыми оценка другой культуры может происходить только исходя из ее культурных паттернов, а не субъективного взгляда обучающегося), педагогического профессионализма (совершенного владения психолого-педагогическими знаниями и навыками, которые сочетаются с хорошим знанием содержания предмета, знанием и умением применять педагогические технологии, нравственно-эстетическим отношением к жизни, способностью понимать педагогические цели, осуществлять их практическое достижение).
Контактные данные авторов:Юань Дунбинь – декан факультета русского языка Первого Шаньдунского медицинского университета, г. Тайан, провинция Шаньдун, Китайская Народная Республика, аспирант кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0009-0001-9448-7301, 41976940@qq.com
Александрова Галина Александровна – кандидат технических наук, доцент, начальник отдела аспирантуры и докторантуры Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0002-6449- 4199, nochgpu@mail.ru
Иванов Владимир Николаевич – доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и инновационной работе Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0002-3049-7252, ivn57@mail.ru.
Страницы:144-151
Полная версия статьи:Скачать