Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Телефон: (8352) 22-28-71, доб. 1182 или 1184

redak_vestnik@chgpu.edu.ru


Подписной индекс в каталоге Пресса России: 39898

Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала

С. Г. Чухин, Е. В. Чухина КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2023. № 4(121). C.120-134
Автор(ы):С. Г. Чухин, Е. В. Чухина
Индекс(ы) УДК:37.017.4
Индекс(ы) DOI:10.37972/chgpu.2023.121.4.015
Название статьи:КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Ключевые слова:гражданская идентичность, критерий, показатель, мониторинг качества формирования российской гражданской идентичности школьников, ценностные ориентации, профилактика деструктивного поведения
Аннотация:Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций предусматривает три основные позиции: формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся; приобщение учащихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы; историческое просвещение. Поэтому важным является мониторинг практики формирования российской гражданской идентичности школьников на муниципальном уровне, выражающейся в наличии управленческого цикла для достижения качественных и количественных показателей по формированию традиционных ценностей российской гражданской идентичности школьников. Цель исследования – обоснование и презентация результатов мониторинга качества организации гражданского воспитания в формировании российской гражданской идентичности школьников в контексте системно-деятельностного подхода.
В мониторинге принимали участие обучающиеся 151 образовательной организации муниципальной системы общего образования г. Омска в составе 117868 респондентов. Период мониторинга – 2022/2023 учебный год. Мониторинг формирования российской гражданской идентичности школьников включал два трека: ТРЕК 1 «Формирование ценностных ориентаций обучающихся»; ТРЕК 2 «Профилактика деструктивного поведения обучающихся». Методами исследования явились контент-анализ документов образовательных организаций муниципальной системы образования г. Омска, методы математической статистики (регистрация, ранжирование, шкалирование).
Результаты мониторинга позволяют сформулировать наиболее значимые выводы: чем выше показатели психологической безопасности образовательной среды, тем выше сформированность ценностных ориентаций у обучающихся и уровень их субъективного благополучия и ниже склонность к девиантному поведению; при высоком уровне сотрудничества родителей со школой уровень сформированности ценностных ориентаций у обучающихся выше, особенно это проявляется в части семейных ценностей; в тех школах, где раз в год или чаще проводился мониторинг психологической безопасности образовательной среды, качество школьного климата лучше; большинство обучающихся положительно оценивают деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями; в тех школах, где осуществляют деятельность службы школьной медиации или школьные службы примирения по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций, уровень склонности обучающихся к противоправному и агрессивному поведению ниже; наличие первичного отделения РДДМ «Движение первых» положительно связано с ценностными ориентациями и безопасностью личностного развития обучающихся, качеством школьного климата; наиболее высокую оценку со стороны обучающихся получили: занятия «Разговоры о важном», рассказы о профессиях во время классных часов, профориентационное тестирование.
Контактные данные авторов:Чухин Степан Геннадьевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, г. Омск, Россия; доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук Омского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск, Россия, https://orcid.org/0000-0001-7593-6223, chukin2009@mail.ru
Чухина Елена Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, г. Омск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-2088-6545, chukina2008@mail.ru
Страницы:120-134
Полная версия статьи:Скачать