Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Телефон: (8352) 22-28-71, доб. 1182 или 1184

redak_vestnik@chgpu.edu.ru


Подписной индекс в каталоге Пресса России: 39898

Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала

Ши Лина ПЕРСОНИФИКАЦИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ КОНСТАНТ НАУКИ И МОРАЛИ В РОМАНЕ ЛЕОНИДА ЛЕОНОВА «РУССКИЙ ЛЕС» // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2023. № 4(121). C.37-46
Автор(ы):Ши Лина
Индекс(ы) УДК:821.161.1-311.2.09
Индекс(ы) DOI:10.37972/chgpu.2023.121.4.005
Название статьи:ПЕРСОНИФИКАЦИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ КОНСТАНТ НАУКИ И МОРАЛИ В РОМАНЕ ЛЕОНИДА ЛЕОНОВА «РУССКИЙ ЛЕС»
Ключевые слова:образ ученого, истина, русский лес, антитеза, синтез искусств
Аннотация:В статье исследуется образ ученого с точки зрения писателя Леонида Леонова. На основе изображения двух зеркальных, или кривозеркальных образов в романе «Русский лес» рассматриваются идеи Леонида Леонова о проблемах приближения к истине в процессе научного исследования. В отличие от наличествующей исследовательской литературы, рассматривающей характер Ивана Вихрова исключительно в противостоянии характеру и типу Александра Грацианского, данная статья рассматривает проблему системно, указывая на истоки формирования одного и другого типа ученого, а также на авторский путь осмысления движущих сил науки и демагогии, запечатленных в убедительных художественных образах. Автор романа образно воплощает современные ему научные пути, он в них погружен не только как художник, но и как исследователь. Целью данной работы является выяснение способов персонификации научных идей в стиле романа «Русский лес», влияющих на характер создания жанровых доминант, определяющих как его структуру, так и символику и семантику в целом. Актуальность исследования состоит в том, что обширная литература, посвященная изучению произведения, рассматривала его в отдельных составляющих, но не касалась этой важной проблемы системно. Более того, проза, рассматривающая образ ученого в отечественной литературе, решает его по-разному и не всегда убедительно, тогда как Л. М. Леонов делает это, прибегая к комплексу средств, убеждающих, что разноуровневый синтез как в прозе, так и в науке способен приближать к убедительным научным и художественным результатам. Именно поэтому в статье используется сравнительно-исторический метод (Ф. И. Буслаев), применяемый как для сопоставления персонажей внутри произведения, так и для определения функции компонентов произведения в различных образно-семантических обстоятельствах, и семасиологический подход (А. А. Потебня), которые вкупе способствуют выявлению особенностей индивидуального стиля писателя.
Контактные данные авторов:Ши Лина – аспирант кафедры русской литературы XX–XXI вв. Московского педагогического государственного университета, г. Москва, Россия, https://orcid.org/0009-0005-2335-3188, 1214596318@qq.com
Страницы:37-46
Полная версия статьи:Скачать