Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Телефон: (8352) 22-28-71, доб. 1182 или 1184

redak_vestnik@chgpu.edu.ru


Подписной индекс в каталоге Пресса России: 39898

Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала

Д. М. Гараев ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2023. № 3(120). C.61-69
Автор(ы):Д. М. Гараев
Индекс(ы) УДК:[378.014.52:28](470.41)
Индекс(ы) DOI:10.37972/chgpu.2023.120.3.008
Название статьи:ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Ключевые слова:мусульманское образование, традиционный ислам, Татарстан, культурное наследие
Аннотация:В статье рассматривается вопрос создания институтов исламского образования в постсоветской России с упором на сотрудничество между государством и мусульманской общиной. Это определяет актуальность статьи, так как поднимает вопрос использования государством системы мусульманского образования для профилактики экстремизма и религиозного радикализма через формирование собственной богословской школы «традиционного ислама». В качестве методологической базы исследования выступает постсекулярная теория взаимодействия религии и государства, критикующая современную секулярную теорию за европоцентричность в понимании взаимоотношенй государства и церкви. В соответствии с данной теорией религия во взаимодействии с государством возвращает свое место в публичном пространстве. Используя в качестве методов исследования включенное наблюдение и дискурс-анализ, мы пришли к выводу, что ярким примером развития мусульманских образовательных институтов является Российский исламский университет в Казани, которым со второй половины 2000-х годов руководит группа академических ученых, специалистов по татарскому богословию во главе с академиком Рафиком Мухаметшиным. Именно такие светские ученые стали первыми, кто реформировал мусульманское образование в Татарстане с целью формирования на его базе того, что сейчас принято называть «традиционным исламом». Особенностями реформирования исламского образования являются ориентация на исламские ценности, опора на культурную идентичность татарского народа, поддержка государством проектов «традиционного ислама», активное вовлечение в этот процесс светских ученых.
Контактные данные авторов:Гараев Данис Махмутович – PhD in history, старший научный сотрудник Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (Казанского филиала), г. Казань, Россия, https://orcid.org/0000-0003-4176-7761, danis.garaev@gmail.com
Страницы:61-69
Полная версия статьи:Скачать