Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Телефон: (8352) 22-28-71, доб. 1182 или 1184

redak_vestnik@chgpu.edu.ru


Подписной индекс в каталоге Пресса России: 39898

Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала

Е. Ю. Левина, О. А. Калимуллина, О. В. Стукалова ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НОВОЕ ВИДЕНИЕ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2023. № 2(119). C.107-116
Автор(ы):Е. Ю. Левина, О. А. Калимуллина, О. В. Стукалова
Индекс(ы) УДК:378.01
Индекс(ы) DOI:10.37972/chgpu.2023.119.2.014
Название статьи:ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НОВОЕ ВИДЕНИЕ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА
Ключевые слова:

человекосообразность, когнитивная педагогика, концептуальные особенности, перспективы образования, саморазвитие, направленность личности, профессиональное становление

Аннотация:

Цель статьи – обоснование концепта человекосообразности как основы современного образования. Значение концепта человекосообразности обусловлено наличием множества аспектов в сущности этого понятия и его проникновением во все главные направления образовательного процесса. Анализ теоретических исследований показывает, что человекосообразность значительно углубляет представление о смысле образования и роли самого субъекта в нем, в его процессуальной и результативной частях, направленности субъекта образования на постоянное саморазвитие. В статье раскрыто функционально-семантическое поле связанных с концептом «человекосообразность» понятий, аргументируется позиция ученых, разрабатывающих основы когнитивной парадигмы образования, согласно которой именно концепт человекосообразности акцентирует ценностную составляющую профессиональной подготовки, которая неразрывно связана с личностным становлением. В работе также выделены риски и негативные черты современного образования, которые мешают реализовать задачи человекосообразности в современном университете. Определены направления реализации человекосообразного образования, включая формирование ценностного отношения к личному и профессиональному становлению, содействие развитию целостной картины мира, создание условий для освоения будущими специалистами способов социокультурной рефлексии, навыков, помогающих развитию готовности студентов к продуктивной самоактуализации в избранной специальности и ответственному жизнестроительству.

Контактные данные авторов:

Левина Елена Юрьевна – доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (Казанского филиала), г. Казань, Россия, https://orcid.org/0000-0002-3216-2499, frau.levina2010@yandex.ru

Калимуллина Ольга Анатольевна – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заместитель директора Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (Казанского филиала), г. Казань, Россия, https://orcid.org/0000-0002-8466-2874, olca.1970@mail.ru

Стукалова Ольга Вадимовна – доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (Казанского филиала), г. Казань, Россия, https://orcid.org/0000-0001-8377-2388, stukalova@obrazfund.ru

Страницы:107-116
Полная версия статьи:Скачать