Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Телефон: (8352) 22-28-71, доб. 1182 или 1184

redak_vestnik@chgpu.edu.ru


Подписной индекс в каталоге Пресса России: 39898

Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала

В. Н. Иванов, А. А. Кириллов, Г. А. Александрова ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИМБИРСКОЙ ЧУВАШСКОЙ ШКОЛЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ И РАЗВИТИЮ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2023. № 2(119). C.75-81
Автор(ы):В. Н. Иванов, А. А. Кириллов, Г. А. Александрова
Индекс(ы) УДК:[37.013:316.344.42]:371.4Яко(091)
Индекс(ы) DOI:10.37972/chgpu.2023.119.2.010
Название статьи:ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИМБИРСКОЙ ЧУВАШСКОЙ ШКОЛЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ И РАЗВИТИЮ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ключевые слова:

И. Я. Яковлев, элитарность, элитарная школа, элитарное образование, личностно ориентированная педагогика, школа-семья

Аннотация:

Статья посвящена проблеме воспитания интеллектуальной элиты, значимость которой как основы цивилизационного развития российского общества в современной геополитической ситуации очевидна. Авторы рассматривают проблему с точки зрения обращения к историческому опыту ее решения в наиболее прогрессивных российских учебных заведениях. Одним из таких учреждений является Симбирская чувашская школа, основанная великим чувашским просветителем И. Я. Яковлевым и задуманная им как элитарная школа. Историко-ретроспективный анализ этапов становления Симбирской чувашской школы, методов и форм организации учебного процесса и внеучебной деятельности обучающихся в ней позволил авторам сделать вывод о том, что созданные в школе условия, связанные с хорошим материальным оснащением, наличием разнообразной образовательной среды, способствовали интеллектуальному развитию каждого воспитанника. Показаны такие характеристики Симбирской школы, как построение образовательного процесса на идеях личностно ориентированной педагогики, создание атмосферы школы-семьи, реализация принципа потенциальной талантливости всех детей. Особое внимание уделено таким направлениям воспитания интеллектуальной элиты в школе, как изучение опыта элитарного образования в зарубежных странах, развитие академической мобильности особо одаренных учащихся, организация их обучения и стажировки в зарубежных учебных заведениях. Делается вывод об эффективности этого опыта и возможности его применения в современных условиях для решения проблемы формирования национальных элит.

 

Контактные данные авторов:

Иванов Владимир Николаевич – доктор педагогических наук, профессор, и.о. ректора Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0002-3049-7252, ivn57@mail.ru

Кириллов Александр Алексеевич – начальник управления научной и инновационной работы Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0001-6366-9842, kan80@mail.ru

Александрова Галина Александровна – кандидат технических наук, доцент, начальник отдела аспирантуры и докторантуры Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0002-6449-4199, nochgpu@mail.ru

Страницы:75-81
Полная версия статьи:Скачать