Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Телефон: (8352) 22-28-71, доб. 1182 или 1184

redak_vestnik@chgpu.edu.ru


Подписной индекс в каталоге Пресса России: 39898

Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала

А. И. Дзюбенко ПРОСТРАНСТВО ВОЗМОЖНЫХ МИРОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ: ЛИНГВОСЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА В. В. ОРЛОВА «АЛЬТИСТ ДАНИЛОВ») // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2023. № 2(119). C.10-19
Автор(ы):А. И. Дзюбенко
Индекс(ы) УДК:81’42:82-31Орлов
Индекс(ы) DOI:10.37972/chgpu.2023.119.2.002
Название статьи:ПРОСТРАНСТВО ВОЗМОЖНЫХ МИРОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ: ЛИНГВОСЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА В. В. ОРЛОВА «АЛЬТИСТ ДАНИЛОВ»)
Ключевые слова:

художественный текст, лингвосемиотический аспект, художественное пространство, возможные миры, экстенсионал, интенциональность, художественный вымысел, «Альтист Данилов», В. В. Орлов

Аннотация:

Статья посвящена изучению пространства возможных миров в художественном тексте с позиций лингвосемиотического анализа. Рассмотрение формирования возможных миров в художественном тексте в терминологии референциальности высказывания дает возможность автору сделать вывод о перспективности изучения экстенсионала и интенсионала художественного текста в отношении его содержания и смысла, что позволяет описывать возможные миры с позиций экстенсиональных элементов мира и их интенсиональных функций. В статье доказано, что пространство возможных миров – это не только пространственные координаты действия, событий художественного текста, но и пространство авторской интенциональности, реализующее художественный вымысел. Лингвосемиотическое функционирование возможных миров мыслится автором статьи двойственным образом – с позиций автора и читателя. В процессе исследования выявлено, что в тексте романа В. Орлова «Альтист Данилов» основной функцией маркеров художественного пространства является соотнесение возможных миров с художественной реальностью, по своим семиотическим признакам близкой к советской действительности 1970-х гг., и с фантастическим миром, который дифференцируется от этой условной реальности, но свободно проникает в нее. Определено, что пространственные координаты маркированы в художественном тексте на лексическо-грамматическом и синтаксическом уровнях; для зоны авторской интенциональности свойственен более широкий репертуар средств, применяемых для создания художественного пространства, включая активное воздействие на эмоции читателя, а также использование его фоновых знаний, культурного и обыденного опыта.

Контактные данные авторов:

Дзюбенко Анна Игоревна – кандидат филологических наук, доцент кафедры  межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Россия, https://orcid.org/0000-0002-3228-4277, aidzyubenko@sfedu.ru 

Страницы:10-19
Полная версия статьи:Скачать