Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Телефон: (8352) 22-28-71, доб. 1182 или 1184

redak_vestnik@chgpu.edu.ru


Подписной индекс в каталоге Пресса России: 39898

Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала

Т. С. Сергеев ТОТАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ К РУССКОМУ ЯЗЫКУ И РУССКОЙ ЭТНОКУЛЬТУРЕ // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2023. № 1(118). C.33-43
Автор(ы):Т. С. Сергеев
Индекс(ы) УДК:[811.161.1:374.7]:[39:008](=161.1)
Индекс(ы) DOI:10.37972/chgpu.2023.118.1.005
Название статьи:ТОТАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ К РУССКОМУ ЯЗЫКУ И РУССКОЙ ЭТНОКУЛЬТУРЕ
Ключевые слова:

русский язык, грамотность, правописание, орфография, пунктуация, Тотальный диктант, анализ ошибок, этнокультура

Аннотация:

В статье приведены сведения об истории происхождения и сущности Тотального диктанта как одного из средств привлечения внимания разных категорий населения к грамотности на русском языке, а через него – к русской этнокультуре. В нынешних условиях глобализации и цифровизации понижение интереса населения к письменной культуре во многом вызвано тем, что живое общение, устный счет, чтение, каллиграфическое письмо вытесняются телевизором, персональными компьютерами, смартфонами и другими современными техническими средствами общения. Соответственно не всегда соблюдаются правила письменной речи, что косвенно отражается на престижности русского языка, ставшего за годы советской власти ресурсом межнационального общения. Одним из средств, способствующих оживлению интереса к русскому языку, стал Тотальный диктант, которому положили начало энтузиасты-филологи Новосибирского государственного университета. Этот вуз стал методическим и координирующим центром акции, со временем ставшей всероссийской и международной. Система мероприятий по диктанту включает такие направления, как выбор текста из произведений современных литераторов, организация семинаров для преподавателей-«диктаторов», подбор и рассылка материалов для подготовительных курсов, проведение диктанта, подведение итогов, анализ ошибок, награждение победителей, пропаганда подобных мероприятий по привлечению внимания населения к русскому языку и русской этнокультуре. Для иностранцев была подготовлена особая версия проекта – тест TruD. В дни коронавирусной пандемии была разработана система проведения диктанта и проверки грамотности в онлайн-формате. Просветительская бесплатная акция в форме добровольного диктанта стала крупномасштабным проектом в борьбе за всеобщую грамотность. Сейчас это не одноактное действие, а образовательные посты, курсы, лекции, семинары вебинары и т. д. Анализ типичных ошибок пишущих Тотальный диктант способствует побуждению интереса к русскому языку, русскому народу, русской этнокультуре, формированию толерантности, взаимопонимания и взаимосближения народов, особенно в условиях конфронтации и поляризации общества, вооруженных конфликтов на «горячих точках». Подобные диктанты проводятся также на европейских языках и на языках нерусских народов многонациональной России. В Чувашии они проводятся преимущественно на этнопедагогические темы.

Контактные данные авторов:

Сергеев Тихон Сергеевич – доктор исторических наук, профессор, старший научный сотрудник научно-исследовательского института этнопедагогики им. академика РАО Г. Н. Волкова Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0003-2003-1530-4691, tikhon-sergeev@yandex.ru

Страницы:33-43
Полная версия статьи:Скачать