Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Телефон: (8352) 22-28-71, доб. 1182 или 1184

redak_vestnik@chgpu.edu.ru


Подписной индекс в каталоге Пресса России: 39898

Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала

Р. Х. Гильмеева ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА КАК СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2022. № 3(116). C.162-171
Автор(ы):Р. Х. Гильмеева
Индекс(ы) УДК:378.4.01
Индекс(ы) DOI:10.37972/chgpu.2022.116.3.020
Название статьи:ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА КАК СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ
Ключевые слова:

когнитивная парадигма, человеческий капитал, человекосообразность, социосообразность, педагогические условия, интеллектуальная корпорация, социально ориентированное образование

Аннотация:

В статье образование рассматривается с позиций когнитивной парадигмы и опирается на идеи человекосообразности.

Целью исследования является выявление и адаптация условий развития университета как социально ориентированной интеллектуальной корпорации. Автор акцентирует внимание на социально ориентированной деятельности высшего образовании, представляющей собой систему связей, которая способствует человеческой капитализации, обеспечивая возможность получить каждому качественное образование и продвигаться согласно индивидуальной траектории развития в целях успешной самореализации в социуме.

Методологической основой исследования явился принцип социальной ориентации, обеспечивающий эффективность реализации функций и направлений социально ориентированной деятельности и скоординированность деятельности организации по образовательному, экономическому, социальному и экологическому направлениям устойчивого развития вуза. Социально ориентированная деятельность интегрирована в основную деятельность организации и предусматривает социальную ответственность перед заинтересованными сторонами – акторами. В ходе исследования использованы теоретические методы (изучение и анализ педагогической, научно-методической и учебной литературы, систематизация материала по исследуемой проблеме, прогнозирование), эмпирические методы (анализ стратегий развития вузов). Научная новизна исследования заключается в выявлении условий развития университета как социально ориентированной интеллектуальной корпорации: организационно-управленческие; психолого-педагогические; социально-культурологические.

В ходе анализа педагогической теории, стратегий развития вузов России и вузовской образовательной практики, находящихся в открытом доступе, было выявлено, что к основным результатам развития вуза относят: обеспечение высокого уровня качества подготовки выпускников; предоставление стартовых возможностей развития для каждого студента; создание высококачественных услуг в сфере цифровизации; точечную системную довузовскую подготовку абитуриентов; создание развитой научно-технической базы; непрерывное профессионально-личностное развитие педагогов, системное реагирование на изменение потребностей рынка труда; сотрудничество с работодателями; участие вузов в качестве драйверов в регионе своего присутствия. Можно отметить и выявленные нерешенные и внутренние барьеры: социально-экономические, управленческие, профессионально-личностные. Анализ реализации вышеперечисленных условий развития университета как социально ориентированной интеллектуальной корпорации позволил выделить и ряд специфических особенностей разработки и реализации стратегий развития вузов. Материалы могут быть полезны педагогам, представителям ректората вуза, ученым, соискателям и аспирантам.

Контактные данные авторов:

Гильмеева Римма Хамидовна – доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Лаборатории «Когнитивной педагогики и цифровизации образования» Института педагогики, психологии и социальных проблем, г. Казань, Россия, https://orcid.org/0000-0002-7180-6314, rimma.prof@mail.ru

Страницы:162-171
Полная версия статьи:Скачать