Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Телефон: (8352) 22-28-71, доб. 1182 или 1184

redak_vestnik@chgpu.edu.ru


Подписной индекс в каталоге Пресса России: 39898

Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала

А. Ю. Маслова, А. С. Зоткина РУССКИЕ АНТРОПОНИМЫ В РОМАНЕ М. ПАВИЧА "ПЕЙЗАЖ, НАРИСОВАННЫЙ ЧАЕМ" // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2022. № 3(116). C.81-90
Автор(ы):А. Ю. Маслова, А. С. Зоткина
Индекс(ы) УДК:81.161.1’373.23:82-31Павич
Индекс(ы) DOI:10.37972/chgpu.2022.116.3.010
Название статьи:РУССКИЕ АНТРОПОНИМЫ В РОМАНЕ М. ПАВИЧА "ПЕЙЗАЖ, НАРИСОВАННЫЙ ЧАЕМ"
Ключевые слова:

М. Павич, антропоним, интертекстуальность, аллюзия, прецедентное имя

Аннотация:

Данная статья посвящена анализу русских антропонимов в творчестве сербского постмодерниста, историка литературы, переводчика М. Павича, в произведениях которого представлена особая система имен. Антропонимы переосмысливаются автором, создают ассоциативные связи, выступают элементами интертекстуальности, участвуют в формировании художественной картины мира писателя.

Актуальность исследования обусловлена интересом к творчеству М. Павича, его неизменной популярностью у читателей; изучением влияния на него русской литературы и культуры, что неоднократно подчеркивал сам писатель; вниманием к различным формам проявления интертекстуальности как характерной черты постмодернистской прозы.

Материалом для исследования послужил один из «русских» романов М. Павича – «Пейзаж, нарисованный чаем»; использованы метод целостного анализа художественного текста, историко-литературный и культурно-исторический методы, интерпретативный анализ текста.

Антропонимы, отсылающие читателя к произведениям других авторов, в частности принадлежащих иной культуре, служат средством постмодернистской «игры». Сербский писатель, создавая особое художественное пространство, наделяет героев произведения именами, связанными с русской литературой, историей, культурой. Анализ антропонимов в романе позволил установить интертекстуальные и ассоциативные связи с классикой русской литературы, представленной именами А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, а также с русским фольклором. В статье выявлен художественный потенциал антропонимов, представлены характеристики героев романа, наглядно демонстрирующие своеобразную манеру автора идентифицировать образы посредством художественной номинации.

Литературная антропонимика в романе иллюстрирует диалог культур, в частности сербской и русской, как важную форму интертекстуальности в творчестве М. Павича.

Контактные данные авторов:

Маслова Алина Юрьевна – доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, г. Саранск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-9367-1473, al_mas@mail.ru

Зоткина Анастасия Сергеевна – магистрант 2 курса специальности «Русская литература» филологического факультета Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, г. Саранск, Россия, zotckinaa@yandex.ru

Страницы:81-90
Полная версия статьи:Скачать