Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Телефон: (8352) 22-28-71, доб. 1182 или 1184

redak_vestnik@chgpu.edu.ru


Подписной индекс в каталоге Пресса России: 39898

Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала

М. А. Марданова МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2022. № 3(116). C.71-80
Автор(ы):М. А. Марданова
Индекс(ы) УДК:81.161.1’42:[37.014:070](470)
Индекс(ы) DOI:10.37972/chgpu.2022.116.3.009
Название статьи:МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ
Ключевые слова:

метафора, концептосфера «Образование», российский медиадискурс, метафорическая модель, концепт, стереотипы, картина мира

Аннотация:

С целью привлечения внимания общественности к обсуждаемому явлению в медиатекстах используются все более выразительные языковые средства, ключевую позицию среди которых занимает метафора. Актуальность исследования обусловлена изменениями в выборе лексических средств при репрезентации российской системы образования в рамках медиадискурса. Целью исследования является проведение лингвокогнитивного анализа метафорических выражений, способных формировать стереотипные представления об образовании в российской картине мира. В процессе работы использовались методы когнитивно-дискурсивного анализа и метафорического моделирования. Материал исследования составляют медийные публикации за период с 2017 по 2022 г. Анализ отобранных примеров показал, что при репрезентации отдельных концептов системы образования используются номинации из таких сфер, как «Болезнь» (19 %), «Конфликт/Война» (18 %), «Дорога» (15 %), «Природа» (10 %), «Промышленность» (10 %), «Спорт» (9 %), «Преступность» (7 %). Выявленные сферы-источники метафорической экспансии обозначают те признаки образовательной деятельности, которые представляют значимость в рассматриваемом контексте. Морбиальные и милитарные метафоры являются высокочастотными. Негативная коннотация доминирующих сфер-источников обусловливает формирование соответствующей информационной картины мира и конструирование стереотипного представления о российской системе образования как о больном, умирающем, умершем организме либо поле военных действий. Обозначенный оценочный компонент формирует информационную картину мира и конструирует соответствующий образ российской системы образования на современном этапе.

Контактные данные авторов:

Марданова Мария Алексеевна – кандидат филологических наук, преподаватель кафедры лингвистики и переводоведения Сургутского государственного университета, г. Сургут, Россия, https://orcid.org/0000-0003-1666-9473, mardanova.sgu@bk.ru

Страницы:71-80
Полная версия статьи:Скачать