Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Телефон: (8352) 22-28-71, доб. 1182 или 1184

redak_vestnik@chgpu.edu.ru


Подписной индекс в каталоге Пресса России: 39898

Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала

Е. В. Толстова, В. А. Иванов РАЗВИТИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОСООБРАЗНОГО ВОСПИТАНИЯ ОТ ЛЮТЕРА ЧЕРЕЗ ВИТТШТОКА ДО ВОЛКОВА // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2022. № 2(115). C.226-235
Автор(ы):Е. В. Толстова, В. А. Иванов
Индекс(ы) УДК:37.033(09)
Индекс(ы) DOI:10.37972/chgpu.2022.115.2.030
Название статьи:РАЗВИТИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОСООБРАЗНОГО ВОСПИТАНИЯ ОТ ЛЮТЕРА ЧЕРЕЗ ВИТТШТОКА ДО ВОЛКОВА
Ключевые слова:

паремии, педагогические миниатюры, народное воспитание, этнопедагогизация, игра

Аннотация:

В статье рассматриваются чувашские и немецкие пословицы о природосообразном воспитании, проводится их сравнение, выявляется общее и специфичное, обнаруживается потенциал для совершенствования образовательного процесса через его этнопедагогизацию. Активное обращение к опыту народного воспитания актуально сегодня ввиду сложной политической и экологической ситуации в мире. Материалом для исследования послужили малоизвестный труд немецкого филолога А. Виттштока «Воспитание пословицей», высказывания реформатора М. Лютера о воспитании детей, труды академика Г. Н. Волкова, а также деятельность этих ученых в сфере образования. Основное внимание в статье уделено немецкоязычному труду «Воспитание пословицей», который можно по праву назвать энциклопедией немецкой народной педагогики, где автором дано представление о принципах воспитания молодежи, идеях прогрессивных педагогов того времени, приведены примеры из жизни выдающихся людей. Несмотря на разницу в несколько веков между источниками паремий, сравнительно-сопоставительный анализ чувашских и немецких пословиц позволяет выявить общие черты в педагогических представлениях народов о последовательности в воспитании, ценности детской игры в обучении детей, роли матери, семьи, специфике женского образования,  уважении к труду, бережном отношении к единой для всех народов природе. На основании проведенного исследования делается вывод о способности паремий внести вклад в приобщение современного поколения к истории, коллективной этнической памяти, воспитание достойных граждан своей страны, ценящих традиции и ответственно относящихся к окружающей среде.

Контактные данные авторов:

Толстова Елена Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры cоциально-гуманитарных дисциплин Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/000-0001-5068-0700, bella-lucia@rocketmail.com

Иванов Владимир Александрович – доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков № 2 Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0002-0228-4487, profiwanow@yandex.ru

Страницы:226-235
Полная версия статьи:Скачать