Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Телефон: (8352) 22-28-71, доб. 1182 или 1184

redak_vestnik@chgpu.edu.ru


Подписной индекс в каталоге Пресса России: 39898

Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала

Л. Н. Данилова, В. В. Сериков ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2022. № 2(115). C.177-184
Автор(ы):Л. Н. Данилова, В. В. Сериков
Индекс(ы) УДК:373.5.035.6
Индекс(ы) DOI:10.37972/chgpu.2022.115.2.024
Название статьи:ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Ключевые слова:

метод, ситуация, педагогические ситуации, культура межэтнического общения старшеклассников, способы создания педагогических ситуаций, формирование культуры межэтнического общения

Аннотация:

В статье рассмотрены теоретические основы метода педагогических ситуаций и особенности его практического применения при реализации основной образовательной программы общеобразовательной организации, обоснованы возможности применения ситуативной педагогики в условиях реализации приоритетных направлений национального проекта «Образование» и описаны особенности моделирования ситуаций, способствующих бесконфликтному межэтническому взаимодействию обучающихся. Источниками анализа стали научные труды по этнопедагогике, теории и стратегии развития современной системы воспитания. Прослежена история становления концептуальных положений о сущности и структуре ситуаций в педагогике с целью характерологической конкретизации понятий «ситуация», «со-бытие», «ситуативный метод». В исследовании выделены следующие коммуникативные ситуации в процессе формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности: ситуация актуализации интереса к другому этносу, ситуация вхождения в диалог с представителями другого этноса, ситуация преодоления собственных этнокультурных стереотипов, ситуация интеграции делового и межличностного компонента в межэтническом общении. Представлено содержательное наполнение педагогических коммуникативных ситуаций как инновационного метода воспитания, способствующего эффективному решению проблемы формирования культуры межэтнического общения старшеклассников, результатом которой должны стать развитость мотивационной, когнитивной, деятельностной сферы личности учащихся, сформированность базовых компетенций: культурной и социальной грамотности, умения общаться, адаптироваться в полиэтническом социальном окружении. Основные положения исследовательской работы могут применяться в качестве содержательного и методологического компонентов программ внеурочной деятельности, этнокультурного образования, педагогических и ученических проектов. Дальнейшее исследование данной проблемы предполагает описание авторских технологий моделирования и применения обозначенных педагогических ситуаций.

Контактные данные авторов:

Данилова Людмила Николаевна – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского института этнопедагогики имени академика РАО Г. Н. Волкова Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0003-4366-5136, lyuda_69@list.ru.

Сериков Владислав Владиславович – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по науке Института стратегии развития образования Российской академии образования, г. Москва, Россия, https://orcid.org/0000-0002-5872-3979, vladislav.serikoff@ yandex.ru

Страницы:177-184
Полная версия статьи:Скачать