Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Телефон: (8352) 22-28-71, доб. 1182 или 1184

redak_vestnik@chgpu.edu.ru


Подписной индекс в каталоге Пресса России: 39898

Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала

Л. В. Ляпаева МОТИВ «ВИШНЕВОГО САДА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ–ХХI ВЕКОВ (А. ГЕЛАСИМОВ, В. СОРОКИН, В. ПЕЛЕВИН, В. РОПШИН) // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2022. № 1(114). C.72-77
Автор(ы):Л. В. Ляпаева
Индекс(ы) УДК:821.161.1.09”19/20”
Индекс(ы) DOI:10.26293/chgpu.2022.114.1.010
Название статьи:МОТИВ «ВИШНЕВОГО САДА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ–ХХI ВЕКОВ (А. ГЕЛАСИМОВ, В. СОРОКИН, В. ПЕЛЕВИН, В. РОПШИН)
Ключевые слова:

А. Геласимов, А. Чехов «Вишневый сад», В. Сорокин, В. Пелевин, В. Ропшин, мотив, функция

Аннотация:

В статье исследуется мотив «Вишневого сада» в романах А. Геласимова «Год обмана», В. Пелевина «Жизнь насекомых», В. Сорокина «Голубое сало» и в повести В. Ропшина «Конь вороной». Сравнительно-сопоставительный подход позволил выявить семантический потенциал мотива «Вишневого сада» и подчеркнуть своеобразие функционирования его в каждом из произведений, относящихся к разным эстетическим системам (реализм – постмодернизм). В романе М. Геласимова «Год обмана» мотив «Вишневого сада» реализуется через  образы Шарлотты и Епиходова, создающие новую версию пьесы о чувствах и переживаниях героев. В романе В. Пелевина «Жизнь насекомых» Максим играет Гаева, образ которого  насыщен постмодернистскими деталями: аквариум, бамбуковый меч, сапоги. В этом же ракурсе в романе В. Сорокина «Голубое сало» клонированный Чехов создает пьесу «Погребение Аттиса», в которой важен яблоневый сад и старый лакей Антон. Однако полного трагического смысла мотив «Вишневого сада» достигает в повести В. Ропшина «Конь вороной». Полученные результаты позволяют прийти к выводу о том, что мотив «Вишневого сада» полисемантичен и связан с формированием иной реальности, тяготеющей к гармонии, и важен как знак иллюзорности, потерянности, когда человек повержен в атмосферу тьмы и безысходности. 

Контактные данные авторов:

Ляпаева Лариса Васильевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия, htths://orcid.org/0000-0001-5228-7662, lar.lyapaeva@yandex.ru

Страницы:72-77
Полная версия статьи:Скачать