Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала
Н. П. Засмолина ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПОНЯТИЯ «САМОРАЗВИТИЕ» // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2021. № 4(113). C.153-157
В статье осуществлен реферативный обзор психолого-педагогической литературы, рассмотрены научные представления известных ученых о категории «саморазвитие». Актуальность проблемы исследования определена включенностью понятия «саморазвитие» в требования федерального государственного образовательного стандарта к планируемым образовательным результатам. В качестве методов исследования выбраны теоретический анализ, систематизация и обобщение. Их выбор в основном обусловлен теоретическими задачами работы. Новизна проведенного исследования состоит в обозначении «саморазвития» личности в качестве ценностной составляющей педагогического процесса, определяющей средства для преодоления разнонаправленности процессов воспитания, обучения, развития, социализации обучающихся. Обращается внимание на тот факт, что формирование готовности и способности к саморазвитию личности возможно в рамках не только парадигмы саморазвития, но и теории воспитания. В процессе воспитания показана необходимость акцентировать внимание педагогов на развитие самостоятельности обучающегося, включение сложных педагогических ситуаций в воспитательную деятельность, повышение уровня увлеченности творчеством и развитие рефлексивной оценки возможностей личности. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что саморазвитие является процессом внутренней и внешней деятельности человека, направленной на формирование «самости» в условиях его контакта с окружающим миром и на основе самоуправляющих механизмов.
Контактные данные авторов:
Засмолина Наталья Петровна – аспирант кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-9464-8961, zasmn@yandex.ru