Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Телефон: (8352) 22-28-71, доб. 1182 или 1184

redak_vestnik@chgpu.edu.ru


Подписной индекс в каталоге Пресса России: 39898

Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала

А. А. Борисова, И. А. Данилов ОБРАЗ УЛУУ ТОЙОНА В ЭПОСЕ ОЛОНХО: ФУНКЦИЯ И СЕМАНТИКА (ПО МАТЕРИАЛАМ РАННИХ ЗАПИСЕЙ) // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2021. № 4(113). C.10-18
Автор(ы):А. А. Борисова, И. А. Данилов
Индекс(ы) УДК:398.41:82-343(=512.157)
Индекс(ы) DOI:10.37972/chgpu.2021.113.4.002
Название статьи:ОБРАЗ УЛУУ ТОЙОНА В ЭПОСЕ ОЛОНХО: ФУНКЦИЯ И СЕМАНТИКА (ПО МАТЕРИАЛАМ РАННИХ ЗАПИСЕЙ)
Ключевые слова:

великий господин, Улуу Тойон, абаасы, мифологический образ, антропоморфное существо, эпос, олонхо, ранние записи олонхо, типология, функции

Аннотация:

В статье раскрывается мифологический образ Улуу Тойона в текстах ранних записей олонхо и определяется его семантика. В качестве материала исследования использованы ранние записи якутского героического эпоса олонхо, включенные в трехтомное академическое издание «Образцы народной литературы якутов», составителем и редактором которого выступал Э. К. Пекарский. Для подробного анализа образа использована схема описания мифологических персонажей, введенная в научный оборот Л. Н. Виноградовой. С целью наиболее объективной характеристики анализируемого образа вместе с фольклорным материалом в сравнительном аспекте рассмотрены сведения, хранящиеся в этнографических трудах исследователей якутской мифологии и религии, в которых образ Улуу Тойона вызывает споры, представляется двойственным, сложным, неоднозначным. В ходе анализа выявлено, что Улуу Тойон в текстах ранних записей олонхо изображен персонажем, враждебным жителям Среднего мира, они его боятся. Улуу Тойон и его племя не покровители, наоборот, они совершают только зло, пытаясь погубить все живое в Среднем мире. Сам персонаж также представлен одиноким, хотя имеет множество детей и потомков, которые бесплодны и несчастны. Защитой для людей-айыы выступает Древо Аар Луук Сибээт Мас и искры прозрачной печки. Авторы приходят к выводу, что в изученных материалах ранних олонхо Улуу Тойон выступает дьявольским божеством абаасы.

Контактные данные авторов:

Борисова Анастасия Анатольевна – младший научный сотрудник сектора олонховедения научно-исследовательского института Олонхо Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия, https://orcid.org/0000-0003-2212-5288, harantaby@mail.ru

Данилов Игорь Альбертович – младший научный сотрудник международной научно-исследовательской лаборатории «Лингвистическая экология Арктики» Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-1974-3088, ia.danilov@s-vfu.ru

Страницы:10-18
Полная версия статьи:Скачать