Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Телефон: (8352) 22-28-71, доб. 1182 или 1184

redak_vestnik@chgpu.edu.ru


Подписной индекс в каталоге Пресса России: 39898

Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала

М. А. Белова О ВЛИЯНИИ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «АТЕИЗМ» В РУССКИХ ИРОНИЧЕСКИХ КРЕОЛИЗОВАННЫХ ТЕКСТАХ // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2021. № 2(111). C.19-31
Автор(ы):М. А. Белова
Индекс(ы) УДК:811.161.1'37
Индекс(ы) DOI:10.37972/chgpu.2021.111.2.003
Название статьи:О ВЛИЯНИИ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «АТЕИЗМ» В РУССКИХ ИРОНИЧЕСКИХ КРЕОЛИЗОВАННЫХ ТЕКСТАХ
Ключевые слова:

креолизованный текст, карикатура, мем, демотиватор, лингвокультурная ситуация, концепт «Атеизм», лингвокультурема, ситуативная реализация концепта

Аннотация:

Статья посвящена анализу вербальных и невербальных средств актуализации лингвокультурной ситуации в антиклерикальных и антиатеистических иронических креолизованных текстах на примере концепта «Атеизм». Материал рассматривается в рамках лингвокультурологии, выделяются культурные смыслы реализаций заданного концепта, переданные единицами языка, в их взаимодействии с невербальными знаковыми системами. Актуальность такой работы, с одной стороны, обусловлена отсутствием всестороннего анализа концепта «Атеизм» в русской языковой картине мира, особенно иронической. С другой стороны, направление исследования не противоречит тенденции рассмотрения религиозных концептов в религиозном и нерелигиозном дискурсах. В работе представлены три лингвокультурные ситуации и проиллюстрирована их роль в реализации концепта. Для иллюстрации ситуативного влияния было отобрано 17 текстов по сходству структур, интенции, тематики и наличию искомого концепта. Каждый проанализированный пример сопровождается культурологическим и историческим комментарием выделенных лингвистических и иконических деталей, а также анализом структуры, типа связи негомогенных кодов и лингвистических особенностей. Диахроническая природа изучения одного культурно-тематического поля способствует более глубокому пониманию особенностей лингвокультуремы, ее самобытности. В заключении статьи содержится утверждение, что все три лингвокультурные ситуации оказали влияние на репрезентацию концепта, но не изменили общих принципов построения креолизованных иронических текстов.

Контактные данные авторов:

Белова Мария Александровна – соискатель кафедры русского языка и методики его преподавания Российского университета дружбы народов, методист ЧУОО «Международная лингвистическая школа», г. Москва, Россия; e-mail: m.belova@englishnursery.ru

Страницы:19-31
Полная версия статьи:Скачать