Ключевые слова: | исследовательская деятельность, мотивация, образовательный процесс, профессиональные компетенции, научно-исследовательские умения, традиционные и инновационные формы обучения, образовательная система, профессиональная грамотность
|
Аннотация: | В данной статье проанализировано основное различие понятий учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности. Основной проблемой является развитие мотивации к учебной научно-исследовательской деятельности учащихся. Выявлено, что на мотивационную готовность студентов к научно-исследовательской деятельности могут оказывать влияние многие факторы, рассмотрено их воздействие. В статье приведены различные студенческие мероприятия, которые могут способствовать повышению мотивации учащихся к исследовательской деятельности. Выявлены, проанализированы научно-исследовательские умения и их компоненты (операционный, содержательный, мотивационный).
Реализация в профессиональной подготовке традиционных форм обучения (лекции, лабораторные, практические, семинарские занятия, коллоквиумы, курсовые и дипломные работы, консультации, индивидуальные занятия) помогает овладению учащимися научной информацией, но не всегда способствует формированию необходимых умений и навыков. Очевидно, что внедрение новых теоретических обобщений в учебный процесс (чтение преподавателями проблемных лекций, введение новых теоретических разделов по наиболее актуальным проблемам современной науки, расширение перечня учебной литературы и интернет-источников, освоение новых методик исследования, подготовка мультимедийных презентаций) повысит интерес студентов к исследовательской деятельности.
Образовательный процесс будет проходить более успешно, если в вузе сформирована эффективная образовательная и научно-исследовательская среда, направленная на развитие личности студента.
|
Контактные данные авторов: | Храмова Наталья Александровна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Казанского филиала Российского государственного университета правосудия; e-mail: khramova-natalia@mail.ru
Пфаненштиль Надежда Георгиевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Казанского филиала Российского государственного университета правосудия; e-mail: nfedorova83@mail.ru
|