Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Телефон: (8352) 22-28-71, доб. 1182 или 1184

redak_vestnik@chgpu.edu.ru


Подписной индекс в каталоге Пресса России: 39898

Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала

З. В. Cуворова ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ УДМУРТСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ К. ГЕРДА В СОВРЕМЕННОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2024. № 2(123). C.141-148
Автор(ы): З. В. Cуворова
Индекс(ы) УДК:[37.022:39](470.51)
Индекс(ы) DOI:10.37972/chgpu.2024.123.2.017
Название статьи:ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ УДМУРТСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ К. ГЕРДА В СОВРЕМЕННОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Ключевые слова:

Кузебай Герд, педагогические идеи, народная школа, книгоиздание, принципы обучения, двуязычие, современное этнокультурное образовательное пространство

Аннотация:

Среди удмуртских просветителей К. Герд был наиболее ярким педагогом и организатором народного просвещения. Учеными он раскрыт как поэт, фольклорист, этнограф, однако педагогический потенциал его творческого наследия полностью еще не изучен. Не раскрыто значение педагогических идей К. Герда в школьном образовании и семейном воспитании. С учетом данной проблемы сформулирована тема нашей работы, в соответствии с которой определяется цель исследования – изучение педагогических идей К. Герда и определение их значения в современном этнокультурном образовании и воспитании.

Актуально изучение и анализ идей просветителя, связанных с обучением детей удмуртско-русскому двуязычию и культуре, так как современные мониторинговые исследования отражают сокращение количества носителей родного языка. Обучение детей удмуртскому языку как родному становится серьезной проблемой школьного образования.

Материалом исследования стали научные статьи, художественные произведения, учебники и пособия педагога. В ходе анализа использовались теоретические методы исследования: анализ, сравнение, систематизация, обобщение, абстрагирование.

Комплексное изучение наследия К. Герда показало, что, опираясь на идеи К. Д. Ушинского, он научно обосновал необходимость изучения родного языка и обучения на нем детей. Учебные пособия педагога разработаны с учетом культуросообразности воспитания. Их познавательное содержание способствует формированию кругозора, развитию родной речи и мышления учащихся. Идеи художественных произведений просветителя созвучны задачам современного духовно-нравственного воспитания в школьном образовании и семейном воспитании.

Педагогическая деятельность и научные рекомендации К. Герда по расширению этноязыковой среды обучения эффективны в сохранении родного языка, духовных ценностей и народных традиций воспитания.

Контактные данные авторов:

Суворова Зоя Витальевна – кандидат педагогических наук, доцент, эксперт Научно-исследовательского института национального образования Удмуртской Республики, г. Ижевск, Россия, https://orcid.orq/0000-0001-7589-3577, suvorovazv59@mail.ru

Страницы:141-148
Полная версия статьи:Скачать