Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала
А. Ю. Фокин ОТЕЧЕСТВЕННАЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИКА КАК ОТРАЖЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX – НАЧАЛА ХX В. // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2024. № 1(122). C.129-138
Автор(ы):
А. Ю. Фокин
Индекс(ы) УДК:
[37.01:070](470)”18/19”
Индекс(ы) DOI:
10.37972/chgpu.2024.122.1.016
Название статьи:
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИКА КАК ОТРАЖЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX – НАЧАЛА ХX В.
В рассматриваемый статье показано, что российская научно-педагогическая печать последней трети XIX – начала ХX в. в полной мере отражала состояние отечественного педагогического сознания, а именно наличие в нем различных позиций по вопросу о системе ценностей и идеале воспитания подрастающих поколений россиян. Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что приоритетной задачей Российской Федерации на нынешнем этапе ее социокультурного развития выступает формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание. И анализ опыта предыдущих эпох в этом процессе представляется очень важным.
Источниковой базой исследования стала отечественная научно-педагогическая печать последней трети XIX – начала ХX в., насчитывавшая около 300 изданий. Применяя для ее анализа различные методы исследования (культурно-историческую генетику, концепции модернизации общества и образования, социокультурный подход к исследованию прошлой педагогической реальности, а также парадигмальный подход к изучению педагогических феноменов прошлого), автор установил, что в российском образовательном пространстве посредством воспитания воспроизводились два полярных мировидения и порожденные ими ценностные системы: социоцентризм (сфокусированный на реализации традиционалистски-консервативного, соборного идеала воспитания) и антропоцентризм (нацеленный на осуществление либерального идеала воспитания).
Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что раскол педагогического сознания и образовательного пространства страны породил стремление ученых и педагогов-практиков ликвидировать данную ситуацию посредством выработки дуалистического идеала воспитания. Все вышеназванные идеалы и системы ценностей получили свою аргументацию на страницах отечественных научно-педагогических изданий рубежа XIX–ХX столетий.
Контактные данные авторов:
Фокин Александр Юрьевич – аспирант кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград, Россия, https://orcid.org/0009-0004-8029-9934, fokin.1962@inbox.ru