Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала
Е. С. Зубаркина ДЕТСКИЙ РАДИОДИСКУРС СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2024. № 1(122). C.28-38
Автор(ы):
Е. С. Зубаркина
Индекс(ы) УДК:
37.03:070(470)”19”
Индекс(ы) DOI:
10.37972/chgpu.2024.122.1.004
Название статьи:
ДЕТСКИЙ РАДИОДИСКУРС СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Ключевые слова:
радио, радиодискурс, детский радиодискурс, гуманизм, советское радиовещание, проблема детства, воспитание
Аннотация:
Российское радиовещание накопило значительный опыт в создании программ разных форматов и жанров, посвященных теме детства. При этом советские радиотексты, выпускаемые для взрослых и подчеркивающие аксиологическую основу педагогики, пока не нашли детального отражения в научных трудах. Сегодня в программные сетки крупных отечественных станций, таких как «Радио России», «Орфей», «Авторадио» и другие, интегрировано немалое количество программ, которые способствуют формированию гуманистически ориентированной личности, акцентируют внимание на самоценности детства, правах и достоинстве детей и других гуманистических идеалах. Обращение и рецепция опыта советского эфира могли бы совершенствовать современный подход к освещению вопросов педагогики, коммуникации взрослых и детей, что особенно актуально в рамках текущего Года семьи в Российской Федерации.
В данной статье исследуются радиотексты советского времени, преимущественно транслировавшиеся во второй половине ХХ века, в том числе авторства Е. Аэурбах, Д, Кабалевского, И. Гамаюнова. Используя историко-культурный, сравнительный, исторический методы, метод контекстуального анализа, автор приходит к выводу, что конструирование образа ребенка в советском радиовещании происходило в том числе в парадигме гуманистических взглядов Я. Корчака, Д. Дьюи, Ф. Дольто, А. Швейцера. Радиопублицистами поднимались важнейшие и сегодня темы детского одиночества, семейного неблагополучия, социального сиротства. Диалог, игра, свобода творческого и личностного самовыражения рассматривались как основополагающие аксиологические аспекты в воспитании.
Контактные данные авторов:
Зубаркина Елена Станиславовна – кандидат филологических наук, и. о. заведующего кафедрой журналистики и медиакоммуникаций им. В. А. Славиной Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического государственного университета, г. Москва, Россия, https://orcid.org/0009-0005-5678-1787, famzub@yandex.ru