Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Телефон: (8352) 22-28-71, доб. 1182 или 1184

redak_vestnik@chgpu.edu.ru


Подписной индекс в каталоге Пресса России: 39898

Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала

А. И. Габитов, Л. Х. Габитова, Л. Х. Шаяхметова ОЦЕНКА СЛОЖНОСТИ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ТЕКСТА НА ОСНОВЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРМУЛ УДОБОЧИТАЕМОСТИ // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2023. № 4(121). C.47-53
Автор(ы):А. И. Габитов, Л. Х. Габитова, Л. Х. Шаяхметова
Индекс(ы) УДК:811.111’36’42
Индекс(ы) DOI:10.37972/chgpu.2023.121.4.006
Название статьи:ОЦЕНКА СЛОЖНОСТИ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ТЕКСТА НА ОСНОВЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРМУЛ УДОБОЧИТАЕМОСТИ
Ключевые слова:

грамматическая сложность, контрастивный анализ, обработка входных данных, параметры текста, сложность текста

Аннотация:

Современные средства и формулы оценки сложности и удобочитаемости англоязычных текстов используют схожие методы оценивания, основанные на анализе ряда лексических элементов. Выбор характеристик и параметров текстов, оценка их влияния на сложность текстов не имеют общепринятой нормы, которая могла бы использоваться повсеместно. Многие факторы, влияющие на сложность текстов, не подвергаются анализу, в числе таких – сложность отдельных грамматических категорий. Сложность лексических единиц оценивается в отрыве от некоторых грамматических характеристик. Данная проблема требует отличного от привычной нормы подхода, учитывающего нагрузку грамматических элементов сложности на когнитивные способности человека, такие как память и внимание. Существуют направления лингвистики, изучающие обработку входных данных, которые подтверждают влияние грамматики текстовых материалов на сложность. Определенные грамматические категории способны вызвать большую трудность у обучающихся английскому языку, нежели другие, вызывая перегрузку ограниченных когнитивных ресурсов человека. В данном исследовании мы предприняли попытку создать англоязычные текстовые материалы определенного характера, содержащие грамматические элементы сложности, и проанализировать их при помощи формул оценки сложности и удобочитаемости. Результаты анализа были сопоставлены с результатами модифицированных вариантов с изменением сложности за счет грамматических элементов. Контрастивный анализ текстов проводился с применением 9 формул оценки сложности текста и удобочитаемости, в числе которых формула Флеш-Киндейда, Индекс Колман-Лиау и индекс удобочитаемости Фрая.

Контактные данные авторов:

Габитов Азат Ирекович – старший преподаватель кафедры языковой и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия, https://orcid.org/0000-0002-7995-5795, gabit.azat@gmail.com

Габитова Лилия Хабировна – старший преподаватель кафедры языковой и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия, https://orcid.org/0000-0002-7738-5901, corbita@list.ru

Шаяхметова Лейсан Хабировна – кандидат филологических наук, доцент кафедры языковой и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия, https://orcid.org/0000-0003-3166-5219, habirshah@mail.ru

Страницы:47-53
Полная версия статьи:Скачать