Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Телефон: (8352) 22-28-71, доб. 1182 или 1184

redak_vestnik@chgpu.edu.ru


Подписной индекс в каталоге Пресса России: 39898

Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала

С. В. Хусаинова, Е. О. Чернова ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2023. № 3(120). C.143-150
Автор(ы):С. В. Хусаинова, Е. О. Чернова
Индекс(ы) УДК:37.013.77:316.624-053.6
Индекс(ы) DOI:10.37972/chgpu.2023.120.3.017
Название статьи:ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Ключевые слова:психолого-педагогическое сопровождение, адаптация, подросток, девиантное поведение, комплекс действий
Аннотация:Статья направлена на решение проблемы социально-педагогической адаптации подростков, склонных к девиантному поведению. Изучение девиантного поведения современных подростков в настоящее время актуально, так как число подростков с таким поведением в последнее время увеличивается; присутствует множество факторов, оказывающих влияние на формирование отклонений в их поведении. Авторами выявлено, что подростковый возраст является сложным ввиду основной потребности в двигательной активности и стремления к доминированию. Отмечено, что подростки, склонные к про-явлению девиантного поведения, выстраивают взаимодействие с окружающими их людьми по пути развития экстернальности, что выражается в оценивании событий с позиции воздействия на них окружающих и перекладывании ответственности за происходящее на других. Определено, что неудачную социализацию можно трактовать как фрустрацию, где компенсаторным фактором выступает развитие девиантности. Отмечено, что одним из факторов изменения является образовательное пространство, где учащаяся молодежь в этот период активно осуществляет поиск своего места в обществе, что может привести к отклонениям в поведении. Основными методами исследования выступили анализ, синтез и моделирование. Для статистического анализа результатов двух групп респондентов применялись сравнительный анализ по Ткр. Вилкоксона, а также методы тестирования и наблюдения. С целью выявления проблем социально-педагогической адаптации подростков, склонных к девиантному поведению, использовались методики Роджерса–Даймонд и Басса–Дарки. Результаты исследования показали низкий уровень адаптации подростков, склонных к девиантному поведению. Выявлены причины нарушения адаптации – лживость и стремление к доминантности, подозрительность, агрессивность, враждебность. Предложен комплекс действий по педагогической поддержке подростков, склонных к девиантному поведению, способствующий повышению их социализации. Методические разработки в этом направлении необходимо реализовать в условиях компенсации успешности таких подростков.
Контактные данные авторов:Хусаинова Светлана Владимировна – доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (Казанского филиала), г. Казань, Россия, https://orcid.org/0000-0002-8121-0549, sv_husainova@mail.ru Чернова Елена Олеговна – младший научный сотрудник Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (Казанского филиала), г. Казань, Россия, https://orcid.org/ 0000-0002-6714-4936, eo_chernova@mail.ru
Страницы:143-150
Полная версия статьи:Скачать