Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала
Е. А. Алюнова, Л. А. Метелькова ЦИФРОВАЯ ДОСТУПНОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2023. № 3(120). C.52-60
Автор(ы):
Е. А. Алюнова, Л. А. Метелькова
Индекс(ы) УДК:
004.9:[373.21:376.21]
Индекс(ы) DOI:
10.37972/chgpu.2023.120.3.007
Название статьи:
ЦИФРОВАЯ ДОСТУПНОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Ключевые слова:
инклюзия, цифровые ресурсы, цифровая доступность, адаптируемость цифровых ресурсов, цифровая социализация лиц с ОВЗ
Аннотация:
Приоритетным направлением развития образования является обновление его содержания и методов обучения с целью достижения новых высоких результатов [1]. В статье освещена актуальная на сегодняшний день и имеющая неоднозначное мнение среди психологов, педагогов и родителей проблема цифровизации дошкольного образования, представлен анализ возникающих проблем, с которыми сталкиваются дошкольные образовательные учреждения в связи с организацией цифровой доступности. Цифровизация учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении рассматривается с точки зрения ее доступности и адаптируемости с учетом инклюзивности образовательной среды. Цифровая доступность предполагает тесную связь многих ее составляющих компонентов (цифровая социализация лиц с ОВЗ, цифровая инфраструктура образования, цифровая организация учебной работы, цифровая доступность инклюзивного образования, цифровые инструменты, сервисы, учебно-методические материалы для детей с ОВЗ), где доступность и адаптируемость играют важную роль в условиях детского сада, создающего особую инклюзивную образовательную среду.
В статье раскрыта сущность понятий «доступность цифрового ресурса» и «адаптируемость цифрового ресурса». Анализ отечественных и зарубежных исследований позволил сформулиро-вать определения данных понятий. На основе результатов теоретического анализа и практического мониторинга формулируются рекомендации по обеспечению доступности цифрового материала для разных групп пользователей: для детей, развивающихся в норме, и для детей с особыми образовательными потребностями. Цифровые платформы и ресурсы должны соответствовать основным принципам: воспринимаемости, удобства, понятности и надежности. В статье рекомендации по обеспечению доступности сгруппированы по четырем разделам: текстовому контенту; изображениям, видео и другим мультимедийным ресурсам; навигации; таблицам и формам. Результаты теоретического исследования и наблюдения на практике за учебно-воспитательным процессом с применением цифровых ресурсов позволяют прийти к выводу о том, что цифровая доступность включает в себя множество возможностей для обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Контактные данные авторов:
Алюнова Елена Александровна – аспирант кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0009-0004-8557-0033, elenaalynova@mail.ru
Метелькова Лилия Александровна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков и профессиональной коммуникации Национального исследовательского Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ), г. Москва, Россия, https://orcid.org/0000-0001-9947-1344, lilia.metelkova@gmail.com