Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Телефон: (8352) 22-28-71, доб. 1182 или 1184

redak_vestnik@chgpu.edu.ru


Подписной индекс в каталоге Пресса России: 39898

Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала

А. Ю. Доглаев РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ В ПРОЦЕССЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ОПЫТА // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2023. № 1(118). C.94-102
Автор(ы):А. Ю. Доглаев
Индекс(ы) УДК:373.3.016:794.1
Индекс(ы) DOI:10.37972/chgpu.2023.118.1.012
Название статьи:РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ В ПРОЦЕССЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ОПЫТА
Ключевые слова:

интеллектуальный потенциал, актуализация, творческий опыт, внутренняя деятельность, нестандартные шахматные задачи, тест Торренса

Аннотация:

Важнейшим фактором становления творческого опыта детей является развивающая игровая деятельность, формирующая гибкость мышления, интеллект, который представляет собой навыки обработки информации («книжный ум»), развивающие беглость, гибкость, оригинальность и разработанность мышления. В процессе обучения игре в шахматы используются методы решения шахматных задач, современные информационные технологии и методы, реализация врожденных задатков, превращение их в способности, креативное мышление, наличие цели достижения шахматных высот, определяющих его дальнейшую деятельность. В качестве диагностического инструментария оценки уровня сформированности творческого опыта младших школьников, обучающихся шахматам, использовались тест креативности Торренса, «карта одаренности» (А. И. Савенкова), опрос родителей и др. Обучение шахматам состоит из последовательности занятий, имеющих два уровня сложности, распределенных по годам обучения. Важным условием реализации творческого опыта младших школьников является соблюдение принципов развивающего обучения. Активно используются компьютер, задачный подход в обучении, решение сложных и многогранных шахматных задач. Учащимся даются для решения шахматные задачи, развивающие беглость, гибкость, оригинальность и разработанность мышления, предлагаются позиции для решения и разыгрывания нестандартных шахматных задач. Полученные результаты позволяют сделать заключение о последовательности актуализации творческого опыта младших школьников от осмысления генетического опыта до решения сложных шахматных задач.

Контактные данные авторов:

Доглаев Арсланг Юрьевич – тренер по шахматам Спортивной школы им. А. Ф. Орловского, г. Нягань, Россия, https://orcid.org/0000-0001-5721-0509, doglaev85@mail.ru

Страницы:94-102
Полная версия статьи:Скачать