Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала
А. Д. Ахвандерова, Т. Н. Юркина ОБУЧЕНИЕ НОРМАМ УДАРЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2022. № 4(117). C.3-9
Автор(ы):
А. Д. Ахвандерова, Т. Н. Юркина
Индекс(ы) УДК:
811.161.1’243
Индекс(ы) DOI:
10.37972/chgpu.2022.117.4.001
Название статьи:
ОБУЧЕНИЕ НОРМАМ УДАРЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Ключевые слова:
акцентологическая норма, русский язык как иностранный, ударение, фонетические навыки, языковая норма
Аннотация:
https://orcid.org/0000-0002-1278-7221Знакомство иностранных обучающихся с русским языком начинается с изучения алфавита и произношения букв, параллельно усваиваются простейшие коммуникативные модели, необходимые в жизненных речевых ситуациях, и формируются навыки говорения и чтения. Формирование названных лингвистических компетенций начинается на вводно-фонетическом курсе, далее на сопроводительном и корректировочном курсах происходят коррекция и закрепление фонетических навыков. Теоретической и методической базой настоящего исследования являются труды в области фонетики современного русского языка (Р. И. Аванесов, Л. В. Бондарко, Е. А. Брызгунова, Л. А. Вербицкая, Л. Р. Зиндер, Л. Л. Касаткин и др.) и в области методики преподавания русского языка как иностранного (далее – РКИ) (А. Н. Щукин, О. В. Щукина, Н. Б. Битехтина, В. Н. Климов, Н. Л. Федотова, С. С. Хромов, Т. В. Шустикова и др.). Актуальность исследования обусловлена тем, что правильная постановка ударения имеет большое значение в курсе РКИ, является базой для формирования лингвистических компетенций иностранных обучающихся.
В данной статье приводится описание лингвометодических особенностей формирования фонетических навыков при постановке ударения в словах русского языка. В работе были использованы описательный, сравнительно-сопоставительный, аналитический метод, метод обобщения и систематизации научных исследований и методических разработок. Рассмотрена специфика постановки ударения в русском языке, представлены примеры упражнений для преодоления описанных ошибок и для формирования акцентологических навыков.
Контактные данные авторов:
Ахвандерова Алина Давыдовна – кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского и чувашского языков Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0002-1278-7221, antus2003@mail.ru
Юркина Татьяна Николаевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и чувашского языков Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0002-3457-3697, tanya-yurkina@yandex.ru