Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Телефон: (8352) 22-28-71, доб. 1182 или 1184

redak_vestnik@chgpu.edu.ru


Подписной индекс в каталоге Пресса России: 39898

Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала

О. В. Стукалова СОЦИОКОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ С ПОЗИЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2022. № 3(116). C.223-230
Автор(ы):О. В. Стукалова
Индекс(ы) УДК:378.012:165
Индекс(ы) DOI:10.37972/chgpu.2022.116.3.027
Название статьи:СОЦИОКОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ С ПОЗИЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ
Ключевые слова:

социокогнитивный подход, эпистемология, университет, культуросообразность, социокультурные условия, актуальные аспекты

Аннотация:

Цель статьи – раскрыть актуальные аспекты социокогнитивного подхода к высшему образованию с позиций современной эпистемологии. Показано, что данный подход опирается на представления о доминирующей роли погружения личности в реальность окружающего мира, его культуру, в активное социальное взаимодействие и базируется на принципах человекосообразности, природосообразности, культуросообразности и социосообразности. Методология социокогнитивного подхода включает в себя представления о неразделимости личностного и профессионального становления, что является определяющим для раскрытия творческого потенциала личности, стимулирования осознанности в овладении тактиками и стратегиями познания окружающего предметного мира. В статье приведены результаты анализа современных трудов по эпистемологии. Отдельное внимание уделено работам по эволюционной эпистемологии, в которых аргументируются идеи о неразрывности связи познания, когнитивной эволюции и биологической эволюции человека, определяются ключевые особенности человеческого восприятия, в том числе способность к образованию целостности и образцов. Определено, что эпистемологические исследования, в которых активно раскрываются связи науки с социальным миром личности, расширяют представления о подлинных смыслах научных исследований в области педагогики. В результате сделан вывод о единстве концептуальных позиций современной эпистемологии и социокогнитивного подхода, который не только соединяет теорию общества и теорию сознания, но и интегрирует теоретические позиции в целостную научную картину мира.

Контактные данные авторов:

Стукалова Ольга Вадимовна – доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Лаборатории «Когнитивной педагогики и цифровизации образования» Института педагогики, психологии и социальных проблем, г. Казань, Россия; заместитель директора Благотворительного фонда содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни» по образовательным программам, г. Москва, Россия, https://orcid.org/0000-0001-8377-2388, stukalova@obrazfund.ru

Страницы:223-230
Полная версия статьи:Скачать