В статье рассмотрена проблема подготовки будущих учителей физики к формированию естественно-научной компетенции у школьников. Обосновывается актуальность проблемы, обусловленная возрастанием значимости естественно-научной грамотности личности как фактора природосбережения и необходимостью совершенствования деятельности учителей физики по ее формированию у обучающихся.
Применение методов теоретического анализа педагогических трудов, посвященных изучению феномена естественно-научной компетенции, результатов исследований данного феномена, осуществленных Г. С. Ковалевой и И. Г. Крохиной, собственного наблюдения за процессом обучения физике в общеобразовательной школе позволило авторам выявить трудности, испытываемые школьниками в изучении физических явлений, связанные с их абстрактным характером.
Показано, что важным средством совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей физики в исследуемом аспекте может быть обращение к опыту прошлого, к педагогическому наследию выдающихся представителей педагогической науки и практики.
Приведены результаты анкетирования, проведенного среди студентов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, обучающихся по направлению подготовки «Физика и информатика», свидетельствующие об отсутствии у них знаний педагогического наследия чувашского этнопедагога Г. Н. Волкова. Обоснован потенциал этнопедагогических трудов и рекомендаций Г. Н. Волкова для подготовки будущих учителей физики к формированию естественно-научной компетентности обучающихся. Приведены конкретные этнопедагогические примеры разъяснения детям сложных физических явлений.
|