Ключевые слова: | культура, технологическая культура, культура обучающихся, этноэстетические ценности, этноэстетические ценностные ориентиры, система, система непрерывного образования
|
Аннотация: | Стремительно развивающиеся технологии не только меняют материально-духовные потребности человека, но и создают неуправляемые условия изменения ценностей в сознании обучающихся. Стихийно складывающаяся картина самосознания в обществе, когда без приложения интеллектуальных, физических усилий можно пользоваться благами жизнедеятельности человека, обострила проблему формирования технологической культуры учащейся молодежи.
Каждый ученик – субъект определенной этнокультуры. Данная статья посвящена проблеме определения понятия «технологическая культура обучающихся» с учетом этноэстетических ценностных ориентиров в системе непрерывного образования. Системообразующим базисом обоснования терминологического содержания понятий представляется «труд» как категория, основа деятельности, мерило нравственных, эстетических, духовных ценностей этносов, показатель сути понятий «технология», «технологическая культура», берущих начало с древнейших времен.
Обзор научно-теоретической, педагогико-методической, эстетико-этнографической литературы позволил выявить различные трактовки сути технологической культуры, отсутствие общего определения с учетом этноэстетических ценностных ориентиров. Автором сделана попытка выделить структуру понятия «технологическая культура», реализовать его сущностные свойства в системе непрерывного образования. Целеполаганием становится расширение свойства данного понятия с учетом этноэстетических ценностей в формировании у обучающихся личностных качеств технологической культуры. Под технологической культурой мы понимаем многомерный контекст ценностей общечеловеческой культуры, проявляющей картину мира через сферу деятельности в исторических типах универсальной культуры, которая выступает философской, психолого-педагогической категорией, показателем этноэстетических ценностей, механизмов образовательных парадигм, направленных на развитие у обучающихся компонентов культуры в системе непрерывного образования, в рамках целостности биосферы, техносферы, ноосферы.
|
Контактные данные авторов: | Никитин Геннадий Андреевич – кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры инженерно-педагогических технологий Чувашского государственного педагоги-ческого университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0003-4078-5044, gnikitin@mail.ru
|