Аннотация: | В эпоху смены парадигмы образования в условиях неопределенности задачи межнационального воспитания подрастающего поколения остаются крайне актуальными и значимыми. В статье раскрывается проблема межнационального воспитания младших школьников с учетом регионального компонента через этнопедагогизацию внеурочной деятельности. Представлена целостная модель межнационального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности средствами краеведения.
В исследовании определены наиболее эффективные организационно-педагогические условия межнационального воспитания детей младшего школьного возраста, реализация которых осуществлялась через разработку и апробацию программы внеурочной деятельности «Диалог культур». В рамках программы были изучены культура и традиции многочисленных народов Татарстана (татар, русских, чувашей, башкир, удмуртов), проведено экскурсионное изучение культуры народов родного края, организовано взаимодействие семьи и школы по национальному и межнациональному воспитанию. В результате доказана эффективность межнационального воспитания младших школьников через приобщение к культуре народов родного края в условиях внеурочной деятельности.
В современном мировом сообществе становится невозможным устранение влияния политических факторов на образование. Важно донести до сознания учеников суть процессов, происходящих в политической, экономической, культурной сферах мирового и российского общества. В условиях сегодняшних реалий в межнациональном воспитании детей важно обращаться к исторической памяти и довести до учеников истинную правду о становлении и развитии многонациональной республики и страны в целом. Перспективу дальнейшего исследования мы видим в формировании у подрастающего поколения готовности к противостоянию таким действиям, как попытка переписать историю Отечества, обеление практики фашизма и национализма, развязывание информационной «войны», через применение средств этнопедагогики и воспитание культуры межнационального взаимодействия. В начальной школе данный процесс следует осуществлять через воспитание дружелюбия, вежливости, толерантности в отношениях с людьми разных национальностей и нетерпимости к насилию, злу, лживости на принципах гуманизма, доверия, равноправия и сотрудничества.
|
Контактные данные авторов: | Ганиева Гульчачак Рафисовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Набережночелнинского государственного педагогического университета, г. Набережные Челны, Россия, https://orcid.org/0000-0002-8824-2009, ganievagr@yandex.ru
Шарафетдинова Зимфира Габдрахмановна – кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Набережночелнинского государственного педагогического университета, г. Набережные Челны, Россия, https://orcid.org/0000-0003-0620-6256, gazega@mail.ru
|