Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала
Л. Ю. Мухаметзянова КОГНИТИВНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ КОНЦЕПТОСФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2020. № 3(108). C.183-188
Автор(ы):
Л. Ю. Мухаметзянова
Индекс(ы) УДК:
378.013-057.875
Индекс(ы) DOI:
10.37972/chgpu.2020.108.3.021
Название статьи:
КОГНИТИВНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ КОНЦЕПТОСФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Актуальность статьи обусловлена тем, что на современном этапе стоит проблема трансформации процессов профессиональной социализации и межличностного взаимодействия в контексте развития ценностно-смысловых образований личности, обусловливающих поиск технологий, способных кардинально изменить положение дел в современном образовании в направлении его гуманизации. Цель статьи – раскрыть человекоориентированные приоритеты образования под когнитивным углом зрения, в котором гуманистическая когниция предстает как система метарегулятивов, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных кадров в сочетании с их интеллектуальным и культурным развитием. В качестве методологической основы исследования рассматривается социо-когнитивный подход как теоретико-методологическая стратегия, детерминирующая и развивающая смысловые образования и ценностные преобразования личности с целью формирования ее человекообразующих и социальных качеств в процессе социокультурного взаимодействия. В статье приводятся авторские определения концепта как универсалии, проявляющейся в культуре, образующей систему личностных ценностей обучающихся; личностной концептосферы как человекоориентированного ядра, составляющего сущность личностно-профессиональной картины образа мира. Автор раскрывает значимость когнитивно-ориентированных технологий, способствующих развитию личностной концептосферы, формированию когнитивных способностей и развивающих воображение и ассоциативное мышление обучающихся в их единстве. В качестве инструментария, обеспечивающего ценностное осознание и смысловую регуляцию на основе интеграции когниций и эмоций субъектов образования, рассматривается эмоциональный интеллект как связующее звено развития гуманистических смыслов, ценностного осознания, понимания и регуляции когниций и эмоций субъектов образования, влияющий на успешность их социокультурного взаимодействия.
Контактные данные авторов:
Мухаметзянова Лариса Юрьевна – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Когнитивная педагогика и цифровизация образования» Института педагогики, психологии и социальных проблем, г. Казань, Россия, e-mail: lar_ur@list.ru