Ключевые слова: | концептосфера, концепт, концептуальная структура текста, фреймо-слотовая модель, вымышленный мир, реальный мир.
|
Аннотация: | Статья посвящена вопросу реализации доминантных концептов, принадлежащих художественному, созданному воображением автора многомерному пространству текста. В исследовании показано, как Ренсом Риггз, автор художественного текста «Miss Peregrine’s Home for Peculiar Children», отражает в концептуальной структуре взаимодействие двух миров – мира1 (возможного) и мира2 (вымышленного, фантастического, в петле). Возможный мир1, созданный воображением автора, приближен к реальному миру. Мир2 отражает реальность, не существующую для автора как биосоциального существа, но существующую для героев его романа. При взаимодействии и переплетении миры выстраивают оппозицию доминантных концептов. Противопоставление реального и вымышленного миров выражается в фреймо-слотовой организации этих концептов. Так, в рамках исследуемого текста концепт real time (реальное время) включает фреймы linearity (линейность), discontinuity (дискретность), past (прошлое), а концепт time-loop (временная петля) – circularity (цикличность) и continuity (непрерывность). Оппозиция weird house (необычный дом) / peculiar children's home (дом странных детей) отображается во фреймах house (дом), weird (загадочный, странный, необычный) / home (дом), protection (защита). Доминантные концепты weird people (ненормальные люди) / peculiar people (странные люди) противопоставляются во фреймах weird / hollow gasts (пустые души), peculiar home’s inhabitants (жители странного дома). Следовательно, взаимодействие концептов акцентирует различия между репрезентацией реального/вымышленного миров в канве художественного текста.
|