Ключевые слова: | детские радиопередачи, «НТРК Чувашии»,«Национальное радио Чувашии», «Тăван радио», воспитание подрастающего поколения, функции радиожурналистики, воспитательная функция
|
Аннотация: | Статья посвящена анализу роли детских радиопередач в обучении и воспитании подрастающего поколения с учетом возрастных особенностей аудитории на примере «НТРК Чувашии» («Национальное радио Чувашии» и «Тăван радио»). Материалом исследования послужили медиатексты, прозвучавшие в радиоэфире «НТРК Чувашии». В основу анализа легли методы эмпирического исследования радиопередач с учетом воспитательной функции звучащего материала.
Радиожурналистика с момента своего зарождения отличается четкой возрастной ориентацией на аудиторию. В первой части работы дается психологическая характеристика дошкольников (3–7 лет). Анализируются и оцениваются радиопередачи, относящиеся к этой возрастной группе. В этом возрасте детям свойственна любознательность, непосредственность, подражание взрослым, героям кинофильмов и книг. Дошкольному возрасту свойственны сюжетно-ролевые игры, быстрая смена действий, короткий хронометраж, в радиоэфире звучат голоса персонажей известных сказок. Радиопередачи для данной возрастной группы на «НТРК Чувашии» – «Мĕншĕнкке» (Почемучка) и «Уйăхпи юмахĕсем» (Вечерняя сказка).
Радиопередачи для младшего школьного возраста (7–12 лет) отличаются присутствием информационной аналитики. Их отличает сложная структура, наличие нескольких рубрик, обсуждение определенной проблемы и поиск путей ее решения. Это такие передачи, как: «Ачалăх урхамахĕ» (Сивка-Бурка), «Пĕрремĕш утăмсем» (Первые шаги), «Бухты-барахты», «Шăпăрлан» (Непоседы). Эти радиопередачи отличаются и жанровым разнообразием, наличием рецензий, комментариев, бесед.
Во второй части анализируются радиопередачи для подростков (11–15 лет) и старшеклассников (15–17 лет). Анализ радиоэфира «НТРК Чувашии» доказывает, что современное региональное радио отличается малым количеством передач для подростков (11–15 лет) и старшеклассников (15–17 лет). В этом возрасте усиливается желание выглядеть старше своих лет, возрастает стремление оградить свою жизнь от контроля взрослых. Очень важно в этом возрасте знакомить старшеклассников с людьми, достигшими больших побед благодаря трудолюбию, стараниям и упорству. Данную цель выполняют передачи«Ырăлăх çăл куçĕ» (Родник добра) и «Шурăмпуç» (Заря). Радиоэфир для подростков и старшеклассников становится более разнообразным и с точки зрения тематики, оригинальности подачи материала, жанрового разнообразия, эмоциональности и экспрессивности.
|
Контактные данные авторов: | Хораськина Галина Витальевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: ahmer_hor@mail.ru
Васильева Людмила Александровна – кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: milavas71@mail.ru
Студенцов Олег Ростиславович – кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: studor2@yandex.ru
|