Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Телефон: (8352) 22-28-71, доб. 1182 или 1184

redak_vestnik@chgpu.edu.ru


Подписной индекс в каталоге Пресса России: 39898

Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала

И. П. Хутыз, Ю. А. Петренко ДИСКУРСИВНЫЕ КАТЕГОРИИ ОЦЕНКИ И ДИАЛОГИЧНОСТИ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2021. № 3(112). C.120-129
Автор(ы):И. П. Хутыз, Ю. А. Петренко
Индекс(ы) УДК:811.161.1`42
Индекс(ы) DOI:0.37972/chgpu.2021.112.3.015
Название статьи:ДИСКУРСИВНЫЕ КАТЕГОРИИ ОЦЕНКИ И ДИАЛОГИЧНОСТИ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Ключевые слова:

дискурсивная категория, оценка, диалогичность, академический дискурс, отзыв, лекция

Аннотация:

В статье рассматриваются характеристики дискурсивных категорий оценки и диалогичности в академическом дискурсе. Оценка изучена на материале 5 отзывов о диссертации, размещенных на сайте КубГУ, а дискурсивная категория диалогичности – на материале трех открытых лекций современных лингвистов. В ходе исследования были использованы методы дискурсивного и лингвопрагматического анализа, классификации, систематизации и интерпретации. В результате проведенного исследования мы делаем вывод о том, что оценка в отзыве преимущественно реализуется с помощью обязательных и факультативных компонентов, а также обуславливается коммуникативной ситуацией, заданной параметрами институциональности академического дискурса. Диалогичность, способствующая интерактивному характеру лекции и усиливающая чувство контакта лектора с аудиторией, конструируется средствами, которые объединяют лектора со слушателями в единую коммуникативную плоскость. В анализируемых лекциях нами были выделены тактики диалогизации: управление вниманием; очеловечивание лектора; объяснение лектором своих действий, которые формируют дискурсивную категорию диалогичности. Научная новизна данного исследования заключается в следующем: выявлена специфика категории оценки на материале отзыва о диссертации, в результате чего конкретизируются особенности данного жанра академического дискурса; определены тактики коммуникативной стратегии кооперации, с помощью которой конструируется категория диалогичности в лекции.

Контактные данные авторов:

Хутыз Ирина Павловна – доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры прикладной лингвистики и новых информационных технологий Кубанского государственного университета, г. Краснодар, Россия; e-mail: ir_khoutyz@hotmail.com

Петренко Юлия Андреевна – преподаватель кафедры прикладной лингвистики и новых информационных технологий Кубанского государственного университета, г. Краснодар, Россия; e-mail: yulya.degtyarewa@yandex.ru

Страницы:120-129
Полная версия статьи:Скачать